Афины
Афины имеют очень древнюю историю, восходящую еще к эпохе неолита, когда на том самом холме, где впоследствии был выстроен Акрополь, появилось первое поселение. В ранневизантийское время, когда афинская философская школа еще считалась эталоном высшего образования, здесь учились самые знаменитые христианские богословы и Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. В Афинах также очень много древних храмов, в которых хранятся мощи святых.
В Митрополичьем Кафедральном Соборе хранятся мощи св. мученика патриарха Константинопольского Григория V, героя греческой революции и мощи св. Фелофеи, покровительницы Афин.
На знаменитом Ареопаге проповедовал также Слово Божие апостол Павел в 51 году. Ареопаг – древнейший античный суд, находится в непосредственной близости от Акрополя
Храм святого Евстафия. В небольшой церковке святого Евстафия в районе Периссос в Неа Ионии хранятся мощи одного из великих отцов-каппадокийцев — святителя Григория Нисского, сына святой Эмилии и брата святителя Василия Великого и преподобной Макрины. При обмене населением после Малоазийской Катастрофы мощи были перевезены в Афины из турецкого города Неаполис, расположенного чуть к югу от Ниссы, где они покоились столетиями. В этом же храме пребывают мощи двоих самых прославленных христианских воинов времен ранней Церкви — великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, а также новомученика Георгия Неаполисского, священника, принявшего смерть за Христа в Турции в XVIII веке. Иконостас храма св. Евстафия написан известным иконописцем двадцатого века Фотисом Контоглу.
Храм Успения Пресвятой Богородицы. В храме Успения в районе Неа Иониа находятся мощи священномученика Елевферия, который во II веке принял мученическую кончину вместе со своей матерью Анфией. Этот Иллирийский иерарх ранней Церкви пострадал при римском императоре Адриане (117 — 138 г.). Как сказано в традиционном Житии, святой родился в Риме, где его отец занимал высокое положение при дворе. После ранней кончины отца мать Елевферия Анфия вместе с маленьким сыном тайно присоединилась к растущей христианской общине, помогая материально небольшой группе учеников святого апостола Павла. Согласно одному из преданий, она еще девочкой приняла крещение от самого Апостола. Однажды епископ Рима Анаклет (76 — 88 г., третий епископ римский после Петра и Лина) заметил благочестие и благородство манер юноши и решил помочь ему в получении воспитания и образования. В пятнадцатилетнем возрасте молодой человек стал диаконом, в семнадцать — священником, в двадцать — епископом. После посвящения в епископский сан он отправился пасти стадо Христово в Авлону (или Валону, которая сейчас называется Влор и находится на территории современной Албании). Анфия поехала туда с ним. Вскоре по всей Иллирии и Эпиру (ныне северная Греция) разнеслась весть о молодом епископе-чудотворце, и так велика была его известность, что римские власти забеспокоились и начали чинить ему препятствия. В конце концов он был взят под стражу по приказу императора Адриана. Один из центурионов, пришедших взять его, вошел в храм в тот момент, когда Елевферий говорил проповедь. Послушав проповедь, этот центурион (имя его было Феликс) пожелал стать христианином и попросил крестить его. Он принял крещение, а потом, по настоянию самого Елевферия, исполнил приказ — привел епископа в Рим. Елевферия подвергли истязаниям, за которыми наблюдал местный правитель Хорибус. Увидев, что Святой остался невредим после погружения в кипящее масло, пыток на раскаленной железной решетке, бичевания и пребывания в горящей печи, правитель тоже принял Христианство. Епископ Елевферий, центурион Феликс, правитель Хорибус и еще несколько человек, обращенных Елевферием, были обезглавлены. Мать епископа Анфия стояла над телом сына в молитве. Ее схватили и также отсекли ей голову. Это произошло в 120 году от Рождества Христова. Полагают, что святые мощи матери и сына перевезли в Авлону его последователи. Римляне до сих пор отмечают день их памяти 18 апреля, традиционно считающийся днем их мученической кончины. Православная же служба в их честь совершается 15 декабря: в этот день в Константинополе при императоре Аркадии (395 — 408) была освящена церковь святых Елевферия и Анфии. К сожалению, местонахождение мощей мученицы Анфии неизвестно. Святые Елевферий и Анфия считаются покровителями беременных женщин и рожениц. К тому же, святому Елевферию молятся за плененных, и обоим этим святым — об ограждении от вмешательства бесовских сил. Имя Елевферий означает «свобода», и потому ему молились борцы за независимость во времена греческого восстания и православные греческой Церкви в Албании под гнетом коммунистического атеизма.
Епископа Елевферия не следует путать с Елевферием Папой Римским (175 —189 г.), который, по преданию, послал христианских миссионеров в Англию.
Храм преподобномученицы Параскевы Римляныни. В этом храме находятся мощи святой мученицы Параскевы. Она родилась в семье благородных римлян около 130 года, во времена правления императора Адриана, когда принадлежность к Христианской Церкви считалась преступлением. Родители девочки, Агафон и Политая, долгие годы прожили в браке бездетными, поэтому появившееся у них на склоне лет дитя они в благодарность Небу посвятили Господу. Они призвали для воспитания и образования дочери умелых наставников, и, вдохновленная добрым примером родителей, она после их кончины раздала свое наследство бедным. В возрасте двадцати лет поступила в обитель христианских дев — подобие будущих монастырей, — где посвятила себя служению Богу. Достаточно преуспев в духовной жизни, покинула общину и стала проповедовать на улицах Рима. Святая Параскева была настолько преисполнена Божией благодати и так горела духом, что, по сведениям агиографов, множество людей обращалось к Христу, просто услышав ее проповедь. Совершенно очевидно, что она была сильной личностью и на многих оказала влияние, поскольку Римские власти преследовали ее с неуемной энергией. Ей удалось избежать преследований, лишь перебравшись в Малую Азию, где она продолжала проповедовать на территории нынешней Турции. Наконец, ее схватили в Терапии солдаты императора Антония Пия. Ее обвинили не только в оскорблении богов, но и в том, что именно она стала причиной всех несчастий, случавшихся с империей в те времена! Параскеву привели на суд к императору Антонию, который сначала попытался уговорить ее отречься от своей веры, а когда она отказалась, велел заточить ее в темницу и подвергнуть мучениям. Ежедневные пытки оказались безрезультатными, каждое утро стражники снова и снова находили ее в добром здравии, без каких бы то ни было следов пыток, напротив, она была бодра и весела, будто ничего и не происходило. Видя это, правитель приказал бросить ее в котел с кипящей смолой, маслом и водой. У него на глазах ее погрузили в эту кипящую смесь по самую шею, однако она вела себя так, будто эта жижа была едва теплой. Он подумал, что всему виною его солдаты, их халтурное отношение к делу, и начал бранить их. Он потребовал, чтобы Параскева плеснула на него немного смеси. Она повиновалась и плеснула на него ладонью. Кипящая смола и масло ослепили его. Он начал умолять ее о помощи, обещал стать христианином, если она вернет ему зрение. Она вышла из котла, направилась к ближайшему источнику и, помолившись, умыла ему глаза ключевой водой. Зрение вернулось к нему, после чего он, как и обещал, крестился и прекратил гонения. Параскева вернулась к апостольской деятельности, но во времена правления Марка Аврелия, преемника императора Антония, была снова взята под стражу и на этот раз обезглавлена по приказанию наследника престола Тарасия 26 июля 180 года. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь, а при Обмене Населением в 1922 году часть их попала в Афины.
Монастырь преподобной Ирины Хрисоваланту. Этот монастырь является излюбленным местом паломничества в афинском районе Ликовриси. У византийских правителей существовала традиция приглашать красивых девушек из благородных христианских семей в Константинополь, где они могли стать невестами молодых принцев или императоров. Ирина жила в IX веке и была девушкой, выбранной в качестве потенциальной жены будущего Императора Михаила. Однако по пути в Константинополь она заехала к преподобному Иоанникию, отшельнику, жившему у подножия горы Олимп. Отшельник был прозорливцем, он заранее знал о ее приезде и предсказал, что она станет не невестой Императора, а невестой Христовой в монастыре под названием Холм Хрисовалантон на окраине Константинополя. Осознав с помощью отшельника свое призвание, она раздала все свои богатства, приняла монашество и прожила подвижническую жизнь. Многих она вдохновила встать на путь монашества. Подобно преподобному Арсению Великому, она в течение трех лет бодрствовала ночами, питалась лишь хлебом, водой и травами. Потом патриарх Константинопольский Мефодий назначил ее настоятельницей монастыря. Молитва ее была настолько сильна, что бесы из зависти не давали ей покоя, а однажды ночью даже подожгли ее одежду. Находившаяся рядом сестра едва успела потушить пламя. Ирина получила сильные, почти смертельные ожоги, но продолжала молиться и через несколько дней полностью исцелилась. Однажды ей явилась Матерь Божия и святитель Василий. С их помощью она смогла спасти сестру, ставшую жертвой колдовства. В другой раз преподобной Ирине явился святой апостол Иоанн Богослов с тремя яблоками из райского сада в руках. Он подарил ей эти ароматные яблоки, и она посадила семена от них. Деревья эти на протяжении столетий давали плоды, известные всем верующим жителям Византийской Империи своими целительными свойствами, особенно в том, что связано с деторождением. Скончалась преподобная Ирина в преклонном возрасте, мощи ее оставались нетленными и источали благоухание. Точная дата ее кончины неизвестна, но, вероятнее всего, это случилось в конце IX века. Первоначально построенный монастырь Хрисовалантон просуществовал до XI века. В наши дни от него остались лишь руины в районе Одирне Капу в Стамбуле. Обитель в Афинах была основана в 1930 году. Сначала предполагалось освятить ее в честь Святых Ангелов, однако после чудесного вмешательства преподобной Ирины обитель была посвящена ей. На территории монастыря есть яблоня, которая, по утверждению сестер, выращена из семечка от одного из яблок с тех райских деревьев, что посадила преподобная Ирина. Многие афиняне приходят в монастырь молиться об исцелении, а сестры, как и их предшественницы, жившие здесь тысячу с лишним лет назад, раздают приходящим кусочки яблок в качестве благословения. Мощей святой Ирины в монастыре нет, но естьчудотворная икона с ее изображением, написанная в начале 20 века на Афоне.
Церковь святого Иоанна Предтечи «Охотника». Среди сонма святых и праведников, оставивших свой след в истории земной Церкви последних двух столетий, есть святой менее известный, но не менее любимый знающими о нем христианами — смиренный афинский священник Николай Планас. В этом храме находятся его святые мощи. Сама по себе история жизни отца Николая очень проста. Он родился в 1851 году на острове Наксос, а в 1865 году после смерти отца переехал с матерью и сестрой в Афины. В возрасте семнадцати лет по настоянию матери женился, но прожил с женой недолго, только до рождения ребенка. Вероятно, вскоре после родов она умерла, так как о его вдовстве говорится в описании его жизни, упоминается о том, что он был тогда еще совсем молод. В 1879 году он принял сан диакона, а в 1884, в возрасте тридцати трех лет — священника, после чего ежедневно служил литургию в течение пятидесяти лет. Первым его храмом стала церковь святого великомученика Пантелеймона в районе Неос Космос. В те годы она еще была маленьким деревенским храмом, который посещали всего тринадцать семей. Однако ее приглядел для себя какой-то другой священник, который договорился со старостой, и они сместили отца Николая, после чего он попал в храм святого Иоанна Предтечи (его называли «Охотник») на окраине Афин. Этот храм был еще меньше, приход состоял из восьми семей. Вместо зарплаты священник получал кусок баранины в воскресенье накануне мясопустной седмицы или на Рождество. Все годы своего священства он провел в Афинах, никуда из них не уезжал, не прерывал каждодневной молитвенной жизни и отошел к Господу в феврале 1932 года так же тихо, как жил. Полагают, что он был в тайном постриге, однако его никогда не видели в монашеском одеянии. Он носил только облачение приходского священника. Вся его жизнь была связана с молитвой. Поднимаясь рано утром, он шел служить литургию в какую-нибудь из афинских церквей или в один из крохотных деревенских храмов. Каждый раз он на проскомидии поминал от двух до трех тысяч имен. Любовь к молитве была для отца Николая неотделима от заботы о ближнем. Не имея в буквальном смысле ни гроша, он отдавал бедным почти все, что проходило через его руки. Отец Николай мирно скончался 18 февраля (2 марта по новому стилю) 1932 года после нескольких месяцев болезни. Последними его словами на земле было благословение трапезы, за которую садились его помощники за час до его кончины. Когда он умер, несколько человек, страдавших душевными и телесными недугами, исцелились после того, как их покрыли его рясой. Женщины, у которых дома были ссоры, часто приходили, брали несколько листочков с могилки отца Николая, добавляли эти листочки к ладану и окуривали этим ладаном свои дома, после чего семейная вражда прекращалась. Отец Николай был канонизирован как святой Греческой Церкви в 1993 году.
Живописный городок Нафплио. Он находится в 165 км от Афин. Согласно мифам, основателем античного Нафплио был сын Посейдона и Амимоны Нафплий. Он был великим мореплавателем и участвовал в походе аргонавтов. Упомянут в мифах также и его сын Паламед, изобретатель алфавита, цифр, монет, счета времени по годам, месяцам и дням, мер веса и длины, воинских званий, игры в кости (шашки). Паламед был одним из первых героев, откликнувшихся на призыв Агамемнона идти на Трою. Его имя носит гора Паламиди, а так же находящаяся на ней крепость.
Город развивался до 7 века до н.э., когда он был разрушен аварами и был восстановлен уже в эллинистическую эпоху. В римские и византийские времена пережил нашествие аваров, готов, славян и албанцев. С 1212 года в городе господствовали франки. С 1389 года он перешел в руки венецианцев. В 1470 году они укрепили стены Акронафплио, а в 1473 году построили крепость на небольшом островке Бурдзи при входе в порт, чтобы предотвратить заход туда вражеского флота. При венецианцах город был украшен зданиями в стиле эпохи возрождения, некоторые из которых существуют до сих пор. В 1540 году город был захвачен Оттоманской империей, в 1686 году вернулся обратно к венецианцам. В 1715 турки пришли обратно и оставались здесь до 1822 года, пока город не был освобожден греками. В 1829 году город стал столицей вновь образованного независимого греческого государства, главой которого был избран Иоаннис Каподистрия. В 1831 году Каподистрия был убит заговорщиками на ступеньках церкви святого Спиридона. Археологический музей Нафплио был создан в 1713 году венецианцами, и в нем хранится множество экспонатов, начиная с палеозойской и мезозойской эры.